Стыдный город. (продолжение "Святочных историй...")
Страница 1 из 1
Стыдный город. (продолжение "Святочных историй...")
Стыдный город.
Аксайский музей "Почтовая станция"
Не знаю как вы, но я от наших длительных новогодних и рождественских праздников просто дурею и даже глупею. Они, как известно, начинаются с католического Рождества и заканчиваются нашим православным. Честно, такого разночтения христианства не понимаю. Бог тот же, а родился, крестился и жил в разное времяисчисление. Все у нас, православных, ни как у других людей!
Одним словом, получается, наши праздники длятся почти четыре недели, а это без трех-четырех дней - полноценный месяц. Опять мы «впереди планеты всей». Согласитесь, многовато для русского человека. Мы, по правде, даже начали пугаться своего безделья.
Домовой Вася расчистил весь двор от снега, Бердоносовна все белье перестирала и перегладила, я убирала в доме и кухарила. Ну, а по вечерам, по обыкновению, конечно, мы беседовали за «рюмкой чая» и «умничали». Домовой Вася устроил своеобразную викторину, кто из нас знает больше всех старинных названий города Аксая? Я, конечно, вспомнила всего четыре, Бердоносовна семь, а Василий - шесть. Оказывается, при разных народах и в разные эпохи, наш город имел много названий: Кобяково городище, Ак-су, Стыдное Имя, Самый Нижний, Атаманский, Аксай. Однако большой спор вызвал – срамный город. Был или не был город с таким названием на территории Кобякова городища? Я с Бердоносовной считала, что был, а Василий утверждал, что на православной Руси города с таким названием просто не могло быть, разве только «дразнилка». Бердоносовна привела в свою пользу такие аргументы.
-На Дону мне раньше встречалось много «экзотических» фамилий типа Максима Ебодёнка, Федора Пердуна, Ивана Дристунова и Григория Сранкина. Правда, в данном случае прозвища были принесены из России, но на Дону народное творчество сделало эти фамилии «более красочными». В коллекции одного моего ученого знакомого, занимающегося донской генеалогией, представлены не только казаки Пердуновы, но и Пердуновсковы и Распердяевы, не только Дристуновы, но и Дристунцовы и Дристунчиковы, а также Бздилины и Бздунковы, Дураковы и Мудаковы, Жопины и Жопкины, Мохнажоповы и Худосраковы. Сам генеалог-домовой – потомок казаков Вислогузовян т.е. Вислозадовян. Не знаю, как только он к казакам примазался. Сам был по национальности - армянский еврей. Представьте себе армянина - казаком! Мне встречались в жизни еще и казаки Сиськины, Сукины, Шалавины и др. Чудно!
Тут Берданосовна сделала большую паузу и посочувствовала одним девицам Мохнажоповым по части их трудности общения с молодыми людьми и создания семьи, и сказала, что всё-таки наибольшее впечатление на нее произвёл казак с фамилией Распердяев, вынужденный в тридцатилетнем возрасте выйти в отставку из ВВД «по недержанию мочи».
Я угорала от смеха. Ну что тут скажешь? А ведь жили наши предки , общались, служили и, похоже, не имели особых «комплексов», связанных со своими фамилиями.
-Существовало немало и «неприличных» казачьих топонимов,- продолжала она вещать, как с научного симпозиума.- Даже в 1930-х гг., после очень долгого процесса «облагораживания» в СССР топонимии, на картах Донского бассейна еще встречались такие экзотические названия, как: Бздилова речка, Говённая, Средняя Говённая и Сучкина балки, Говённый ерик, Говённый и Срулёв овраги, Сучий лог, не говоря уже о речке Вонючке, Вшивом и Хреновом озёрах, Поганой и Сопливой балках, Собачьем яре и т.п. Она тут же привела примеры подобных наименований городков, название которых Советская власть заменила на преславутые - Ленина, Заветы Ильича, Чапаева, Буденного и прочие
В конце 1950-х гг. она слышала от одного старика в станице Старочеркасской, что где-то ниже её (и Монастырского урочища?) некогда существовал Сраный городок. В ответ на вопрос, почему он так назывался, казак лишь высказал предположение: «Может быть, он был слишком махоньким». Но в письменных источниках подтверждение его существования Бердоносовна не нашла. И тут она подвела итог:
-В свете сказанного надо ли слишком удивляться появлению Ебоцкого городка на территории Кобякова городища? - говорила Бердоносовна, улыбаясь.- Конечно, очень необычно, что казаки так «ласково» называли не какой-то захудалый городок, а свое центральное поселение. Но казачество было уникальным явлением, и почему бы ему не иметь и уникальную по названию столицу? Воля через край, юмор через край – и через край наименование центра. Почему нет?
Может быть, сказалось и иронично-свободное отношение казаков к войсковому начальству, находившемуся в Ебке, и соответствующее обращение с этим начальством (по типу: «а ты, атаман, засранец»). Ведь не случайно один из неприятелей запорожцев писал, что они, донские казаки, никогда не выберут себе в предводители какого-нибудь «олуха» или «завалящего человека», но что от них не дождёшься доброго слова в адрес своего атамана. Такова ментальность донского казачества!
Однако, кого конкретно подвергали «эбле» в Ибке? Вполне возможно, что здесь прав Василий, связывающий название городка (но не топонима Стыдное Имя!) с тем, что в нём были «судимы» все остальные городки, отсюда такая его «дразнилка». Я же, наоборот, в этом факте усматриваю «Связь этого хлёсткого слова, ставшего географическим названием, с войсковым судом и с наказанием провинившихся казаков, что вполне очевидно и вполне ясно».
По домовому Василию получается, что это «погоняло» прилипло к городищу , так как споры между отдельными лицами разбирали круги в городках, но недовольная сторона могла обжаловать решение в Главное войско. Собиравшийся там Войсковой круг являлся последней инстанцией, и он же рассматривал споры между городками – Главное войско рассматривало Дела станиц. Для сего атаман со всеми старшинами... выходил за город на возвышенные места, кои не потоплялись бывающими в сем месяце разливами Дона, и, разбив лагерь, творили суд». Получается, что здесь речь идет не о городище, а выездном суде или казачьем круге. Так сказать, «взбадривании» или «взбучке» казаков подчиненных станиц. И только.
Василий с нами не согласился и привел свои доводы, не лишенные научного и здравого смысла.
-Про топонимику названий Кобякова городища я не буду говорить. Здесь все ясно и понятно,- вещал торжественно Вася, словно, он был на научной конференции. - Она связана с географическим местом и названием реки. Топонимы Стыдное Имя, Самый Нижний, да, собственно, и Атаманский отличаются от обычных названий городков и производят впечатление искусственности и выдуманности. Отсюда возникает задача понять причины появления и смысл необычного название города под названием Ебок,- сказал Вася и немного засмущался перед дамами.
- О названии и существовании города с таким названием написано много научных статей, диссертаций, монографий. Но это все «притягивание фактов за уши», а по – простому - «бред сивой кобылы». Нет ни на одной карте города с таким названием. Ларчик здесь просто открывается! - горячился Вася. - Речь здесь может идти только, как о «дразнилке» станиц, весьма принятых на Дону.
Среди «солёных» прозвищ станиц и станичников раньше встречались и нецензурные, к примеру, «баба ласкиря поймала» (купаясь голой в реке) с уточнением, чем именно она умудрилась это сделать. У казаков некоторых станиц были с виду более или менее приличные прозвища («овца» у жителей Перекопской станицы, «огурец» – Чернышевской, «свинья» – Милютинской, «телушка» – Аннинской), но, объясняя их, насмешники рассказывали всякие «нецензурные» истории», которые потом становились просто дразнилками станиц. И только, - подытожил Вася.
.Кто прав, а кто нет - судить не буду. Но одно точно поняла - наши предки были занятными людьми, большими оригиналами и юмористами.
Дон провославный
Аксайский музей "Почтовая станция"
Не знаю как вы, но я от наших длительных новогодних и рождественских праздников просто дурею и даже глупею. Они, как известно, начинаются с католического Рождества и заканчиваются нашим православным. Честно, такого разночтения христианства не понимаю. Бог тот же, а родился, крестился и жил в разное времяисчисление. Все у нас, православных, ни как у других людей!
Одним словом, получается, наши праздники длятся почти четыре недели, а это без трех-четырех дней - полноценный месяц. Опять мы «впереди планеты всей». Согласитесь, многовато для русского человека. Мы, по правде, даже начали пугаться своего безделья.
Домовой Вася расчистил весь двор от снега, Бердоносовна все белье перестирала и перегладила, я убирала в доме и кухарила. Ну, а по вечерам, по обыкновению, конечно, мы беседовали за «рюмкой чая» и «умничали». Домовой Вася устроил своеобразную викторину, кто из нас знает больше всех старинных названий города Аксая? Я, конечно, вспомнила всего четыре, Бердоносовна семь, а Василий - шесть. Оказывается, при разных народах и в разные эпохи, наш город имел много названий: Кобяково городище, Ак-су, Стыдное Имя, Самый Нижний, Атаманский, Аксай. Однако большой спор вызвал – срамный город. Был или не был город с таким названием на территории Кобякова городища? Я с Бердоносовной считала, что был, а Василий утверждал, что на православной Руси города с таким названием просто не могло быть, разве только «дразнилка». Бердоносовна привела в свою пользу такие аргументы.
-На Дону мне раньше встречалось много «экзотических» фамилий типа Максима Ебодёнка, Федора Пердуна, Ивана Дристунова и Григория Сранкина. Правда, в данном случае прозвища были принесены из России, но на Дону народное творчество сделало эти фамилии «более красочными». В коллекции одного моего ученого знакомого, занимающегося донской генеалогией, представлены не только казаки Пердуновы, но и Пердуновсковы и Распердяевы, не только Дристуновы, но и Дристунцовы и Дристунчиковы, а также Бздилины и Бздунковы, Дураковы и Мудаковы, Жопины и Жопкины, Мохнажоповы и Худосраковы. Сам генеалог-домовой – потомок казаков Вислогузовян т.е. Вислозадовян. Не знаю, как только он к казакам примазался. Сам был по национальности - армянский еврей. Представьте себе армянина - казаком! Мне встречались в жизни еще и казаки Сиськины, Сукины, Шалавины и др. Чудно!
Тут Берданосовна сделала большую паузу и посочувствовала одним девицам Мохнажоповым по части их трудности общения с молодыми людьми и создания семьи, и сказала, что всё-таки наибольшее впечатление на нее произвёл казак с фамилией Распердяев, вынужденный в тридцатилетнем возрасте выйти в отставку из ВВД «по недержанию мочи».
Я угорала от смеха. Ну что тут скажешь? А ведь жили наши предки , общались, служили и, похоже, не имели особых «комплексов», связанных со своими фамилиями.
-Существовало немало и «неприличных» казачьих топонимов,- продолжала она вещать, как с научного симпозиума.- Даже в 1930-х гг., после очень долгого процесса «облагораживания» в СССР топонимии, на картах Донского бассейна еще встречались такие экзотические названия, как: Бздилова речка, Говённая, Средняя Говённая и Сучкина балки, Говённый ерик, Говённый и Срулёв овраги, Сучий лог, не говоря уже о речке Вонючке, Вшивом и Хреновом озёрах, Поганой и Сопливой балках, Собачьем яре и т.п. Она тут же привела примеры подобных наименований городков, название которых Советская власть заменила на преславутые - Ленина, Заветы Ильича, Чапаева, Буденного и прочие
В конце 1950-х гг. она слышала от одного старика в станице Старочеркасской, что где-то ниже её (и Монастырского урочища?) некогда существовал Сраный городок. В ответ на вопрос, почему он так назывался, казак лишь высказал предположение: «Может быть, он был слишком махоньким». Но в письменных источниках подтверждение его существования Бердоносовна не нашла. И тут она подвела итог:
-В свете сказанного надо ли слишком удивляться появлению Ебоцкого городка на территории Кобякова городища? - говорила Бердоносовна, улыбаясь.- Конечно, очень необычно, что казаки так «ласково» называли не какой-то захудалый городок, а свое центральное поселение. Но казачество было уникальным явлением, и почему бы ему не иметь и уникальную по названию столицу? Воля через край, юмор через край – и через край наименование центра. Почему нет?
Может быть, сказалось и иронично-свободное отношение казаков к войсковому начальству, находившемуся в Ебке, и соответствующее обращение с этим начальством (по типу: «а ты, атаман, засранец»). Ведь не случайно один из неприятелей запорожцев писал, что они, донские казаки, никогда не выберут себе в предводители какого-нибудь «олуха» или «завалящего человека», но что от них не дождёшься доброго слова в адрес своего атамана. Такова ментальность донского казачества!
Однако, кого конкретно подвергали «эбле» в Ибке? Вполне возможно, что здесь прав Василий, связывающий название городка (но не топонима Стыдное Имя!) с тем, что в нём были «судимы» все остальные городки, отсюда такая его «дразнилка». Я же, наоборот, в этом факте усматриваю «Связь этого хлёсткого слова, ставшего географическим названием, с войсковым судом и с наказанием провинившихся казаков, что вполне очевидно и вполне ясно».
По домовому Василию получается, что это «погоняло» прилипло к городищу , так как споры между отдельными лицами разбирали круги в городках, но недовольная сторона могла обжаловать решение в Главное войско. Собиравшийся там Войсковой круг являлся последней инстанцией, и он же рассматривал споры между городками – Главное войско рассматривало Дела станиц. Для сего атаман со всеми старшинами... выходил за город на возвышенные места, кои не потоплялись бывающими в сем месяце разливами Дона, и, разбив лагерь, творили суд». Получается, что здесь речь идет не о городище, а выездном суде или казачьем круге. Так сказать, «взбадривании» или «взбучке» казаков подчиненных станиц. И только.
Василий с нами не согласился и привел свои доводы, не лишенные научного и здравого смысла.
-Про топонимику названий Кобякова городища я не буду говорить. Здесь все ясно и понятно,- вещал торжественно Вася, словно, он был на научной конференции. - Она связана с географическим местом и названием реки. Топонимы Стыдное Имя, Самый Нижний, да, собственно, и Атаманский отличаются от обычных названий городков и производят впечатление искусственности и выдуманности. Отсюда возникает задача понять причины появления и смысл необычного название города под названием Ебок,- сказал Вася и немного засмущался перед дамами.
- О названии и существовании города с таким названием написано много научных статей, диссертаций, монографий. Но это все «притягивание фактов за уши», а по – простому - «бред сивой кобылы». Нет ни на одной карте города с таким названием. Ларчик здесь просто открывается! - горячился Вася. - Речь здесь может идти только, как о «дразнилке» станиц, весьма принятых на Дону.
Среди «солёных» прозвищ станиц и станичников раньше встречались и нецензурные, к примеру, «баба ласкиря поймала» (купаясь голой в реке) с уточнением, чем именно она умудрилась это сделать. У казаков некоторых станиц были с виду более или менее приличные прозвища («овца» у жителей Перекопской станицы, «огурец» – Чернышевской, «свинья» – Милютинской, «телушка» – Аннинской), но, объясняя их, насмешники рассказывали всякие «нецензурные» истории», которые потом становились просто дразнилками станиц. И только, - подытожил Вася.
.Кто прав, а кто нет - судить не буду. Но одно точно поняла - наши предки были занятными людьми, большими оригиналами и юмористами.
Дон провославный
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения